Влияние кризиса на рынок стоматологических услуг
top of page

Влияние кризиса на рынок стоматологических услуг


В статье представлена информация об объеме рынка и тенденциях его развития в 2016 году

ПО ИТОГАМ 2016 ГОДА АНАЛИТИКИ КОМПАНИИ INVENTICA ОЦЕНИВАЮТ ОБЪЕМ РЫНКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В 428 МЛРД. RUR (в розничных ценах)


Рынок характеризуется ярко выраженной инфляционной моделью развития: благодаря росту цен стоимостной объем рынка продолжает расти, при этом физический объем отпускаемых услуг в зависимости от периода сокращается либо стабилизируется.


К настоящему времени стоматологический рынок России приблизился к точке насыщения.

Валютные колебания, наблюдаемые в 2014-2015 гг., оказали масштабное негативное влияние на рынок: около 75-90% расходных стоматологических материалов, используемых российскими клиниками, являются зарубежными. 


Резкий скачок курса валют в конце 2014 г. привел к росту себестоимости материалов на 60-80%.


 

КЛИНИКИ БЫЛИ ВЫНУЖДЕНЫ ЭКСТРЕННО КОРРЕКТИРОВАТЬ СТОИМОСТЬ ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ


Изменения прейскуранта были крайне неоднородными – от 5-7% до 30-40% в зависимости от типа выполняемых услуг. В среднем по России органами официальной статистики был зафиксирован рост цен на уровне 11-12%


 

В ЦЕЛОМ ПО РЫНКУ НАБЛЮДАЛАСЬ МАКСИМАЛЬНО ОСТОРОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ


  • Большинство клиник повысили стоимость лечения только на сумму увеличения расходного материала, не повышая при этом стоимость работы врача. В сегментах, где стоимость расходного материала занимает большую долю всей стоимости лечения (ортодонтия, имплантация), цены возросли более существенно.


  • Значительно увеличилось число мероприятий стимулирующего характера - клиники проводили акции, предлагая по сниженным ценам услуги, стоимость которых практически не зависит от расходных материалов (например, чистка зубов, полировка). Кроме того, клиники разрабатывали и активно предлагали пациентам новые формы оплаты (рассрочка или поэтапная оплата лечения).


  • На рынке наблюдался повсеместный поиск альтернативных брендов - производителей расходных материалов. Клиники, ранее работающие только на европейских или американских материалах, обратили внимание на более дешевую продукцию азиатских производителей, что позволило им сдержать уровень цен на услуги имплантологии


  • В целях оптимизации операционных расходов некоторые клиники предлагали врачам перейти на арендную схему взаимодействия, при которой врач арендует у клиники кабинет и оборудование за фиксированную плату, а сверхдоход забирает себе. Данный формат работы спровоцировал рост врачей-универсалов, компетенция которых, к сожалению, в каждом из направлений не может считаться достаточной


 

В СРЕДНЕМ, ПО СОСТОЯНИЮ НА АВГУСТ 2017 ГОДА, СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ГЛУБОКОГО КАРИЕСА В МОСКВЕ СОСТАВЛЯЕТ 3 502 RUR


Это на 37% выше, чем в Санкт-Петербурге.


В сравнении с ценовой политикой регионов разрыв в стоимости стоматологических услуг увеличивается до 2,2-2,5 раз.



 

30,8% СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИК МОСКВЫ ПОЗИЦИОНИРУЮТСЯ В СРЕДНЕМ ЦЕНОВОМ СЕГМЕНТЕ


Стоимость лечения в среднем ценовом сегменте варьируется от 3000 до 3750 RUR.


9,1% рынка Москвы формируют эконом-клиники, в которых стоимость лечения глубокого кариеса не превышает 2 000 RUR




 


ПО ОЦЕНКАМ КОМПАНИИ INVENTICA, В МОСКВЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА, ОБОРУДОВАННАЯ В СРЕДНЕМ 2,6 КРЕСЛАМИ, ФОРМИРУЕТ ДОХОД В РАЗМЕРЕ ОКОЛО 24 МЛН. RUR В ГОД


Наиболее прибыльными для стоматологической клиники являются хирургические, ортопедические и ортодонтические услуги



 
 

РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И, В ЧАСТНОСТИ, СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ, ДОСТАТОЧНО МЯГКО РЕАГИРУЕТ НА КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ


Это преимущественно обусловлено значительным разрывом в доступности и качественном уровне медицинской помощи в государственном и коммерческом звене. Так, в 2009 г. рынок платной медицины сократил физический объем оказываемых услуг всего лишь на 1,2%, в 2015-2016 гг. рынок вовсе фактически остался стабилен.


По оценкам участников рынка, сегмент терапевтической стоматологии в 2014-2016 гг. не ощутил оттока пациентов. Напротив, физический объем данного типа услуг имеет тенденцию к росту, что связано, во-первых, с распространением практики профилактических посещений дантистов, во-вторых, с особенностью услуги – немедленным реагированием на острую боль и устойчивой потребностью в «перелечивании» зубов.


Сегменту дорогостоящих услуг – имплантология или ортодонтическое лечение – традиционно свойственно снижение спроса в периоды падения уровня жизни. Однако и данный сегмент демонстрировал нелинейный сценарий развития. В конце 2014 г. наблюдался всплеск потребительского спроса на дорогостоящее лечение – на фоне резко падающего рубля люди пытались зафиксировать старые цены. Позже на спрос повлияло своевременное замещение клиниками дорогих расходных материалов на более дешевые, что позволило сохранить цены на прежнем уровне. Поддерживали спрос на дорогостоящие стоматологические процедуры и системы рассрочки оплаты лечения. Большинство владельцев клиник отмечают, что в 2016 г. спрос на ортопедические работы и ортодонтию в верхнем сегменте повысился. В эконом и среднем сегментах рынка востребованными оставались терапевтические услуги.

 
 

В 2017-2018 ГГ. СПРОС НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ТАКЖЕ НЕ ПРОДЕМОНСТРИРУЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ПАДЕНИЯ


Участника рынка адаптировались к существующим условиям, сетевые проекты демонстрируют положительный темп роста в стоимостном выражении, заявлены к открытию новые стоматологические проекты. 


Однако рост рынка в физическом выражении по-прежнему маловероятен – по базовым направлениям стоматологических услуг рынок достиг стадии насыщения, развитие новых востребованных направлений (в первую очередь, инновационных) тормозит снижение доходов населения.


Основным фактором поддержания динамики развития рынка выступит ценовая оптимизация предложения клиник – важно представить потенциальным потребителям услугу, оптимальную по соотношению цена-качество.



Полное или частичное копирование материалов разрешено только при обязательном указании автора - Inventica - и ссылки на сайт www.inventica.ru

521 просмотр

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page