• Услуги
  • Стандарты UNIDO

    В соответствии со стандартами UNIDO структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
      1. Титульный лист
      2. Меморандум о конфиденциальности
      3. Резюме
      4. Описание предприятия и отрасли
      5. Описание продукции (услуг)
      6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
      7. Производственный план
      8. Организационный план
      9. Финансовый план
      10. Направленность и эффективность проекта
      11. Риски и гарантии
      12. Приложения

    1. Титульный лист
    На титульном листе приводится название бизнес-плана, информация о разработчике и заказчике проекта, место и дата составления бизнес-плана.
    Вернуться к структуре

    2. Меморандум о конфиденциальности
    В данном разделе определяются ограничения по использованию информации, содержащейся в бизнес-плане.
    Вернуться к структуре

    3. Резюме
    Резюме - это самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана. Резюме - единственная часть бизнес-плана, которую читают все потенциальные инвесторы. По резюме судят обо всем проекте, поэтому очень важно поместить в резюме краткую и ясную информацию о проекте.
    Резюме отвечает на основные вопросы инвестора: размер кредита, цели кредита, сроки погашения, гарантии, соинвесторы, собственные средства проекта.
    Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.
    Вернуться к структуре

    4. Описание предприятия и отрасли
    В данном разделе описываются:
    - Общие сведения о предприятии.
    - Финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
    - Структура управления и кадровый состав.
    - Направления деятельности, продукция, достижения и перспективы.
    - Отрасль экономики и ее перспективы.
    - Партнерские связи и социальная активность.
    Вернуться к структуре

    5. Описание продукции (услуг)
    Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
    Примерная структура раздела:
    - Наименование продукции (услуги).
    - Назначение и область применения.
    - Краткое описание и основные характеристики.
    - Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им.
    - Патентоспособность и авторские права.
    - Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции.
    - Степень готовности к выпуску и реализации продукции.
    - Наличие сертификата качества на продукцию.
    - Безопасность и экологичность.
    - Условия поставки и упаковка.
    - Гарантии и сервис.
    - Эксплуатация.
    - Утилизация после окончания эксплуатации.
    Вернуться к структуре

    6. Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
    Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяются такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.
    Примерная структура раздела:
    - Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования.
    - Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия.
    - Описание рынка сбыта продукции (услуги).
    - Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) - магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
    - Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.
    Вернуться к структуре

    7. Производственный план
    В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
    Примерная структура раздела:
    Общие сведения о предприятии
    - Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта.
    - Используемая технология и уровень квалификации исполнителей.
    - Потребность в площадях.
    - Кадровое обеспечение.
    - Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих.
    Объем производства
    Расходы на персонал:
    - затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики и т.д.);
    - затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.);
    - затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана).
    Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
    Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
    Смета текущих затрат
    В данном подразделе приводятся текущие затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства).
    Расчет переменных издержек
    К переменным издержкам относятся:
    - Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия.
    - Затраты на производственный персонал.
    - Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях).
    Расчет постоянных издержек
    К постоянным издержкам относятся:
    - Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия).
    - Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт).
    - Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).
    Вернуться к структуре

    8. Организационный план
    В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.
    Вернуться к структуре

    9. Финансовый план
    Цель раздела - показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
    Примерная структура раздела:
    - Затраты подготовительного периода.
    - Затраты текущего (основного) периода.
    - Расчет поступлений от проекта.
    - Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга).
    - Расчет налоговых платежей.
    - Другие поступления и выплаты.
    - Отчет о прибылях и убытках.
    - Поток реальных денег.
    - Прогнозный баланс.
    Вернуться к структуре

    10. Направленность и эффективность проекта
    В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта.
    Вернуться к структуре

    11. Риски и гарантии
    Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
    Вернуться к структуре

    12. Приложения
    Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы:
    - подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
    - характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
    - подтверждающие востребованность продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
    - показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
    - раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
    - обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
    - подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы).
    - подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)
    Вернуться к структуре